Что такое лингвистика и причем здесь философия?
В данной статье мы поговорим про лингвистику как науку, зачем она нужна и как она влияет на человека. Если Вы когда-либо задумывались об изучении языков в более широком смысле или же просто хотите расширить свой кругозор, то добро пожаловать!
Начнем, пожалуй, с простого – с определения. Лингвистика от латинского переводится как «язык» (lingua), еще лингвистику можно назвать как языкознание или языковедение. Проще говоря, это наука, которая изучает языки, но в более широком смысле. Это не как мы с Вами просто учим английский и немецкий чтобы поддерживать разговор с иностранцами, это изучение о естественном человеческом языке как системе, изучающая его структуру, развитие, функционирование и связь с мышлением и культурой.
Вы мне скажете: «Ну и что же такого интересного и необычного в данной науке?». А я Вам отвечу, что лингвистика не такая уж скучная наука, как может показаться на первый взгляд! Изучение иностранных языков не только делает людей более общительным и разносторонним, но и делает их умнее. Это подтвердили английские ученые, в ходе исследования они выяснили, что людям, знающих несколько языков, свойственны более гибкое мышление и повышенная умственная активность. То есть, просто изучая какой-то язык Вы можете даже предотвратить или задержать развитие заболеваний мозга, таких как Альцгеймер или деменция, на 4-5 лет.
Резюмируя, если Вы знаете 2 и более языков, то Вы супер-человек! Вы определенно один из тех людей, у кого повышенная способность к многозадачности, натренированная память и улучшенная внимательность. Поздравляю)
А есть еще какие-то аспекты, которые влияют на мозг? Конечно есть! Языковедение влияет также на мышление, восприятие мира и картину реальности. Об этом гласит теория двух американских лингвистов Сепира и Уорфа. Хоть это и гипотеза и она больше уходит в уклон философии, но она определенно заставляет задуматься и посмотреть на языкознание под совершенно иным углом.
«Мы видим, слышим и вообще воспринимаем окружающий мир именно так, а не иначе, главным образом благодаря тому, что наш выбор при его интерпретации предопределяется языковыми привычками нашего общества».
Давайте поговорим про это чуточку подробнее) В далеких и бородатых 2000х англоговорящим и испаноговорящим носителям показали отрывок, как мужчина роняет вазу. Из-за грамматических различий в испанском и английском языкам, англоговорящие часто говорили «The man dropped the vase» (Мужчина уронил вазу), в то время как испаноговорящие говорили что-то вроде «El florero cayó» (Ваза упала). Из-за этой разницы в указании вины, когда их позже спросили "кто уронил вазу", у испаноговорящих было значительно меньше шансов вспомнить человека, поскольку они не зарегистрировали это в своем сознании таким образом. Это исследование подтверждает теорию о том, что язык влияет на наше мышление во многих отношениях.
Вернемся немного к теории. Все известные нам языки в мире – естественные, то есть, человеческие языки как русский, английский или китайский сложились исторически в процессе развития общества для общения и обмена информацией. Вообще, язык – это система знаков. «Система знаков? В смысле?». Да! Например, есть слово «медведь». Оно не изображает ничего, да и на медведя не особо-то похоже…Но мы с Вами знаем, что оно обозначает большого зверя, который гуляет по лесу и уходит в спячку.
«Это может показаться странным, но исторически, вероятно, что исходное слово «медведь» в германских языках было табу в протогерманском населении, из-за страха, что оно призовет его, если его произнести. Следовательно, на протяжении поколений слово «медведь» стало использоваться в качестве эвфемизма (нейтральное, мягкое слово для замены грубых и неуместных), и теперь оно обозначает то же самое, что и исходное слово»
Хорошо, мы поняли основную функцию языка – коммуникация, а если подробнее? Мы может отнести к функции коммуникации такие утверждения, как:
- Констатирующая (для нейтрального сообщения о факте);
- вопросительная (для запроса о факте);
- апеллятивная (для побуждения к действию);
- экспрессивная (для выражения настроения и эмоций говорящего);
- контактоустанавливающая (для создания и поддержания контакта между собеседниками);
- метаязыковая (для толкования языковых фактов);
- эстетическая (для эстетического воздействия);
- функция индикатора принадлежности к определённой группе людей (нации, народности, профессии);
- информационная;
- познавательная;
- эмоциональная.
Кстати говоря, ученые до сих пор не знают откуда взялись естественные языки. Есть теория, что люди начали говорить, подражая звукам окружающего мира. Или начали с жестов, а потом уже подключили к ним звуки. Возможно, когда-нибудь человечество найдет ответ на этот вопрос, но нам пока остается только предполагать.
Так… если есть естественные языки, которые развивались веками, есть ли искусственные? Как бы это не было неоднозначно на первый взгляд, но да, есть. «Зачем?», спросите Вы. А цели могут быть разные. Но сперва про сами искусственные языки. Это на самом деле они такие же системы знаков, но в отличие от естественных у них есть:
- Автор или группа авторов – те, кто придумал язык.
- Четкая цель – для чего они это придумали.
Так для чего же они были созданы? Есть несколько видов искусственных языков и их цели:
- Универсальные языки.
- Их целью является улучшение коммуникаций. Авторы философских языков опирались на идеи Возрождения о рациональности и познании как высшем стремлении человека. Кроме того, авторы философских языков часто считали, что «лучший» язык улучшит и мышление (гипотеза Сепира — Уорфа);
- Плановые языки.
- Их задачей было позволить людям, говорящим на разных языках, общаться между собой. Причиной этого стало появление железных дорог, почтовой и телеграфной связи, что вызвало резкое увеличение транспортной и информационной связности Европы, а следовательно, — и возможностей для общения. К таким можно отнести язык сольресоль, использовавший для коммуникации музыкальные ноты, а также эсперанто, который является наиболее популярным и живым в наше время;
- Вымышленные языки.
- Это языки, созданные для использования в художественных произведениях, которые начинают появляться в ранней современной литературе. Фанаты «Властелина колец» и «Хоббита» тут? Думаю, для вас никак не секрет что знаменитый писатель Толкин имел филологическое образование, которое позволяло ему создавать языки с нуля, дополняя свой волшебный мир в произведениях. Например, эльфийский Квенья был вдохновлен финским, а Синдарин валлийским. Фанаты «Игры престолов», про вас мы тоже не забыли! Вы уж наверняка знаете, что там тоже были созданы искусственные языки, Дотракийский и Валирийский. Но эти две вселенные не единственные, где есть искусственные языки, мы это с Вами знаем;
- Языки для научных целей.
- Для проведения психолингвистических экспериментов по усвоению языка оказываются очень удобны именно искусственные языки, которые можно создавать с любыми чётко заданными параметрами, полностью контролируя также весь подаваемый испытуемым объём данных. Это позволяет тестировать детей и взрослых почти что идентичным образом. Искусственные языки также могут иметь педагогическую ценность для усвоения естественных: в экспериментах было показано, что изучение эсперанто упрощает изучение последующих языков;
На самом деле нам есть много чего обсудить, а мне есть еще много чего рассказать. Но это уже отдельная статья для второй части)