Загадка Долмабахче, или почему в Стамбуле висят картины русского мариниста?
В июне 2024 года, гуляя по залам дворца Долмабахче в Стамбуле среди османской роскоши (арабская вязь, позолота, изникские изразцы), я наткнулась на выставку картин с до боли знакомым морским пейзажем: грозовое небо, пенящиеся волны, неподражаемая игра света и подпись: "И. К. Айвазовский". Меня удивило, что картины русского художника находятся в сердце бывшей Османской империи, у которой, между прочим, были многовековые противостояния с Российской империей. Вернувшись домой, я решила разобраться в этой теме поглубже. Оказалось, это удивительная история, где искусство выступило в роли дипломата, а картины стали послами более красноречивыми, чем политики.
Что такое Долмабахче?
Дворец Долмабахче - это масштабный политический и культурный манифест. Этот огромный комплекс площадью 45 тыс. кв. м был возведён в 1843-1856 годах по приказу султана Абдул-Меджида I и стал самой "европейской" резиденцией правителей Османской империи. Так резиденция османских султанов была перенесена из Топкапы в бывший императорский сад, открытый в сторону Европы и моря.
В то время на Западе империю всё ещё воспринимали как "отсталый Восток". Дабы разрушить этот стереотип, было принято решение продемонстрировать современность и просвещённость через архитектурные преобразования.
Задача состояла в том, чтобы создать дворец, который ни в чём не уступал бы самым роскошным королевским замкам Парижа, Лондона или Санкт-Петербурга. Несмотря на внутренние проблемы империи, на проект не пожалели средств.
Дворец, где османская планировка встретилась с европейскими интерьерами в стилях барокко, рококо и неоклассицизма, стал символом эпохи танзимата - периода модернизационных реформ. Это было отражение силы через эстетику: гигантские люстры из богемского стекла, английская мебель, французский шик. И работы Айвазовского, чья слава уже тогда гремела на всю Европу, - идеально вписывались в эту общую концепцию. Они были знаком принадлежности к современной мировой элите, коллекционирующей мировые культурные тренды.
Отношения между Российской и Османской империями в середине XIX века
К середине XIX века история двух держав представляла собой почти непрерывную череду войн, дипломатических кризисов и взаимных претензий за влияние на Черном море, Балканах и Кавказе. А совсем недавно (в 1856 г.) закончилась Крымская война, где две империи противостояли друг другу. На этом фоне присутствие в султанском дворце работ русского художника кажется еще более необычным. Политическое и военное противостояние было лишь одной стороной медали. Параллельно существовал непрерывный сложный дипломатический диалог. И в этом вопросе искусство помогало вести беседу, когда дипломаты уже были бессильны. Картины Айвазовского сыграли стратегическую роль и, что особенно важно, способствовали культурному взаимодействию.
Султан Абдул-Азиз и русский маринист Иван Айвазовский
Ключевую роль в этой дипломатии сыграл султан Абдул-Азиз - 32-й султан Османской империи, сменивший на престоле своего брата Абдул-Меджида I в 1861 году. Если его предшественник заложил основу европеизации, то Абдул-Азиз с ещё большим размахом продолжил эту историю. Он был страстным коллекционером и ценителем современного искусства, свободно говорил по-французски и стал первым османским султаном, совершившим официальные визиты в Париж и Лондон. Его эпоха стала продолжением курса на модернизацию, но с особым акцентом на военную мощь и демонстративную роскошь. Он с особым вниманием относился к современной живописи. Именно Абдул-Азиз, впечатлённый работами мариниста, стал главным османским заказчиком и ценителем Айвазовского.
Иван Константинович Айвазовский - мировая знаменитость, модный маринист Европы.
Его работы украшали императорские дворцы от Петербурга до Вены. Картины Айвазовского отличались фотографической точностью и были понятны монарху любой державы. Султан, стремящийся идти нога в ногу с европейскими трендами, не мог не обратить внимание на работы всемирно известного художника. Получить работу Айвазовского значило подтвердить статус просвещённого монарха и современного правителя мирового уровня.
Страсть султана к живописи и мировая слава художника идеально совпали и создали основу для сотрудничества двух держав.
Русский маринист часто посещал Стамбул. В одну из таких поездок в 1874 году придворный архитектор Саркис Бальян познакомил Ивана Айвазовского с султаном. Согласно одному из описаний, именно он подарил Абдул-Азизу картину Айвазовского с видом Босфора, которая произвела на султана глубокое впечатление. Позже султан пригласил художника в гости и заказал у него десяток полотен. Художник создал в этот период около тридцати картин, за что был награждён орденом Османие II степени. Через год Айвазовский снова посетил султана и привёз два своих знаменитых произведения. Так в коллекции дворца появились "Зима в Москве" и "Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы", которые по сей день хранятся во дворце Долмабахче.
Картины Айвазовского также были идеальным подарком высочайшего уровня. от российского императора. Такие дары от российских императоров (Николая I, Александра II) были не просто предметами искусства, а стратегическими жестами высшего уровня, демонстрировали уважение и признание.
Айвазовский как живом мост между империями
Иван Айвазовский стал живым мостом между двумя империями. Его личные визиты в Константинополь (1845, 1856-57 гг.) стали одними из первых шагов культурного примирения. Айвазовский был почётным гостем при султанском дворе и принимался высокопоставленными османскими чиновниками. Для османской элиты художник был олицетворением высокой русской культуры, лишённой политической агрессии. Его признание в Константинополе давало надежду на мирный диалог в самых сложных условиях.
Таким образом, картины Айвазовского - это больше, чем украшение интерьера. Художник и его работы доказали, что диалог культур возможен даже между геополитическими соперниками. Полотна на стенах османского дворца оставили после себя мировое наследие и помогли наладить взаимопонимание.
Здесь искусство выступает в роли "мягкой силы", являясь свидетельством гения дипломатии, способной найти общий язык там, где политика терпит поражение.