Иван Айвазовский: гражданин мира
Если первая часть нашей истории показала, как искусство стало дипломатическим послом, то во второй части логично рассказать о том, что за человек стоял за этим.
29 июля 1817 года на берегу Черного моря в Феодосии, в армянской семье купца, на свет появился будущий феномен живописи Иван Константинович Айвазовский. В нем удивительным образом сошлись любовь к России, глубокая связь с армянским народом и признание во всем цивилизованном мире.
Начало пути
Склонность к рисованию у мальчика проявилась в раннем возрасте. Свои первые рисунки он делал самоварным углем на наружных стенах дома, и они быстро стали публичными. На талантливого молодого человека обратил внимание градоначальник Феодосии Александр Казначеев и забрал его с собой в Симферополь, где Айвазовский стал учиться в гимназии. При поддержке градоначальника работы юноши были отправлены в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую впоследствии Айвазовский блестяще окончил с золотой медалью.
Обучение в Академии стало для него периодом стремительного роста и знакомства с элитой русской культуры. Во время своей учебы Айвазовский знакомится со многими известными людьми того времени, среди которых: композитор Михаил Глинка, баснописец Иван Крылов, поэт Василий Жуковский и другие. Эти встречи расширили его кругозор и заложили основы будущих творческих связей.
Одна из первых работ Айвазовского, которая привлекла всеобщее внимание, - стала картина "Большой рейд в Кронштадте". Сейчас это полотно хранится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Еще одна из ранних работ, которая также хранится в этом же музее, - стала "Ветряная мельница на берегу моря". Уже в этих ранних работах проявилось его редкое умение фотографически точно передавать дыхание морской стихии.
В 1840-х годах, будучи пенсионером Академии, молодой художник отправился в длительное путешествие в Европу (Италия, Франция, Англия, Голландия). Его работы вызывали восторг, а слава как виртуоза-мариниста молниеносно разлетелась по столицам. Именно здесь Айвазовский превратился в художника международного уровня. Его картины охотно покупали коллекционеры. Путешествие закрепило за ним статус настоящей европейской знаменитости.
Русский патриот и мировая звезда
Вернувшись в Россию, Айвазовский не стал затворником. Напротив, он был первым российским художником, который стал устраивать персональные выставки своих работ. В 1844 году он получил звание живописца Главного морского штаба и начал создавать полотна, прославляющие российских флот. В этом же году он избран членом европейской академии художеств Амстердама, а затем академий Рима, Парижа, Флоренции, Штутгарта. Для русского зрителя он был своим, национальной гордостью имперской культуры. На Западе в нем видели олицетворение общечеловеческой драмы борьбы со стихией. Его творчество существовало на двух уровнях одновременно: для своей Родины Айвазовский - летописец побед российского флота, для остального мира - философ, размышляющий о ничтожестве человека перед лицом природы.
Дипломат с кистью в руках
Ранее я уже рассказывала о многолетней связи Айвазовского с Османской империей, которая является ярким примером того, как искусство служило мостом между мирами.
Однако Айвазовский никогда не преследовал лишь дипломатический расчет и отстаивал свою честь и интересы даже на мировой арене. Будучи армянином, художник глубоко переживал армянские погромы в Османской империи и в знак протеста выбросил в море все свои турецкие награды, включая драгоценный орден Османие. Иван Константинович - не просто придворный художник, но и человек с бескомпромиссной гражданской позицией. Его тройственность: русский художник, европейская знаменитость, армянин по крови - придавала его личности еще больше драматичности и уникальности.
Феодосия
Проводя время в разных уголках Крыма, художник все же отдавал предпочтение родной Феодосии. В 1845 году он купил на берегу моря большой участок земли и в 1847 году построил там дом, который стал его творческой крепостью.
Помимо создания комфорта в своем доме, он также осуществил вклад в развитие самого города: построил первый водопровод, основал школу искусств и публичную картинную галерею, хлопотал о проведении железной дороги. Феодосию в шутку называли "страной Айвазовского". Эта глубокая укорененность в своей земле очень органично сосуществовала с его мировой славой. Именно эта настоящая любовь к Родине давала его полотнам ту невероятную подлинность и стала прочным фундаментом для диалога с остальным миром.
Иван Айвазовский показал нам как естественно можно быть национальной гордостью и гражданином мира. Дух малой Родины, служение Российской империи и мировая слава были его силой и давали возможность говорить со всем миром на универсальном языке красоты. Он объединил в своем творчестве, казалось бы, несовместимое и стал одним из первых глобальных художников России.
Однако на его творчество влияли не только впечатления от бескрайних морей. Особую роль сыграла литература и живое общение с титанами эпохи. В следующей статье я расскажу, как глубокие и неоднозначные отношения с Николаем Гоголем стали для художника источником вдохновения и творческих сомнений, оставив заметный след на его полотнах.